Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 21:25

Персональный сайт учителя начальных классов МАОУ СОШ №61 Мишиной Е.В.

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Методическая копилка [5]
Полезные ссылки [1]
Внеурочная деятельность [6]
Достижения [1]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мишина Евгения Васильевна » Методическая копилка

К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №61

Литературное  чтение

 

Класс: 4

 

Тема урока: К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

 

Цели урока: Организовать первичное восприятие этого крупнообъемного произведения.

 

Оборудование: портреты К.Паустовского, Э.Грига, книжная выставка, магнитофон, диск.

 

Учитель: Мишина Евгения Васильевна


Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа с выставкой книг. Объявление темы урока.

         Сегодня мы познакомимся с одним из лучших, на мой взгляд, рассказов Константина Георгиевича Паустовского. Называется он «Корзина с еловыми шишками».

         Какие произведения этого автора вы помните? Назовите их.

4. Подготовка к восприятию.

а) Вступительная беседа.

         Так о чем же писал этот человек? (о природе, о людях)

         Можете ли вы по заглавию рассказа догадаться, о чем пойдет речь в этом произведении?

Действительно, можно предположить, что рассказ посвящен природе, людям, но более определенно трудно сказать. Однако в книге есть иллюстрация к этому рассказу. Может быть, она поможет нам предположить, о чем мы будем сегодня читать?

Откройте книгу. Кого вы видите? (Старика и девочку.)

Как вы считаете, они наши соотечественники или нет? Почему вы так решили?

б) Словарная работа.

         Прочитайте запись, сделанную на доске:

Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген.

         События в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с ее сумрачным величием хвойных лесов, и суровой красотой фьордов, узких морских заливов с крутыми и высокими берегами, которые вы видите на рисунке.

         Как вы думаете, люди, изображенные на иллюстрации, живущие в Норвегии, наши современники или жили раньше, когда нас с вами не было? (Наводящий вопрос: -Носят ли сейчас деревянные башмачки, подобные шапочки, передники?)

         Дагни Педерсен (девочка, дочь лесника), Хагеруп Педерсен (ее отец), Магда (ее тетя), Нильс (дядюшка). Все они живут в городе Бергене.

         Вы верно определили: события, описанные Паустовским, имели место около ста лет назад, когда еще не было не только нас с вами, но и ваших мам и бабушек.

Теперь вы догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам еще один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картине, всемирно известный композитор Эдвард Григ.

5. Рассказ об Э. Григе.

         В его произведениях мы можем услышать плеск волны океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов и многое, многое другое. Эдвард Григ создал музыку к произведению Хенрика Ибсена «Пер Гюнт».

         Пер Гюнт – простой деревенский парень. Это человек с неистощимой фантазией, бесстрашный, но насмешливый и эгоистичный. Однажды он увидел светловолосую нежную девушку. Ее имя – Сольвейг – Солнечный путь. Пер не скрывает восхищения ею. Но в его жизни происходит такое, что он вынужден покинуть деревню и жить в изгнанником в горах. Одиночество, раскаяние, тоска... Счастье приходит неожиданно: появляется Сольвейг – его мечта. Но быть с нею сейчас Пер не может. Он должен заслужить ее любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаний, и он просит Сольвейг: «Жди меня». И она отвечает: «Я буду ждать».

         Прослушайте «Песню Сольвейг» (звучит музыка).

         А сейчас вернемся в город Берген, где около ста пятидесяти лет назад родился Эдвард Григ. И хотя он впоследствии много путешествовал, выступая с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.

Ф/м

6. Первичное чтение блоками с последующим обсуждением.

1 блок – 1 и 2 части текста.

         Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?

         Что наполняло его счастьем?

         Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок?

Интересно, как же это произойдет. Продолжим чтение, чтобы узнать об этом.

2 блок – 3 часть и начало 4 части. («Иначе людям не нужно были бы никакие театры. И Дагни верила...»)

         А как вы считаете, кто прав – тетушка Магда, говоря, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре нужно верить всему?

3 блок – до конца 4 части (под музыку Э Грига «Утро»).

         Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни?

7. Обобщение.

         Григ живет в своих бессмертных произведениях. Его душа через музыку говорит с нами, передает свой опыт, чувствование и знание жизни. Те, кто живет в душах людей, не ушли из жизни. Они влияют на нас, а значит, живут. Что сделало бессмертным Грига? (Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу.)

         Музыку таких людей исполняют и после смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это и сделал К.Паустовский.

8. Домашнее задание.

         Дома подготовить ответ на вопрос: чем должен жить человек? Дагни это поняла, а вы? Если перед тем как обдумывать этот вопрос, вы внимательно перечитаете чудесный рассказ К.Паустовского, думаю, ваши мысли станут более мудрыми. Если ваш ответ не совпадает с мнением Грига, Дагни, Паустовского, вы имеете полное право высказать и доказать свою точку зрения.

 

 

 

Дополнительно:

«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, счастливее тебя, Дагни...»

         Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте кратко своими словами.

·        Жизнь удивительна и прекрасна.

·        Счастлив потому, что отдал все.

Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили – не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Расскажите о них.

         Что было бы, если бы все или хотя бы большинство людей видели счастье в том, чтобы дарить себя? Какой стала бы жизнь, как вам кажется?

         Так за что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте. («За вашу щедрость. За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек...»)

Категория: Методическая копилка | Добавил: tanzo (18.02.2013)
Просмотров: 5563 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Евгения  
0
Занимательный урок не только для детей, но даже родителям очень интересно. Спасибо учителю.

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright maxbuka © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz